История вездехода МАЗ-6317

По итогам всех проверок и тестов МАЗ-6317 (6х6) был рекомендован к принятию на вооружение. Согласно утвержденному плану, это должно было состояться в 1991 году. Однако в январе-апреле 91-го прошла денежная реформа по обмену 50- и 100-рублевых купюр 1961 года на банкноты нового образца, а в декабре де-юре прекратил существование Советский Союз. Вооруженным Силам новообразованной Республики Беларусь такой автомобиль в больших количествах не требовался, да и в начале 90-х хватало техники советского производства. Образно говоря, серийный выпуск МАЗ-6317 поставили на паузу.

Через четыре года после распада СССР про минский уникум вспомнили благодаря успешным тестам потенциального заказчика из Африки. Подумалось: а почему бы не позиционировать МАЗ-6317 как автомобиль двойного назначения?! Сказано – сделано: «Фантомаса» стали предлагать и как гражданский вездеход, причем не только на пространстве СНГ, но и в дальнем зарубежье. А тут и белорусским военным он приглянулся. Любовь со второго взгляда случилась в силу того, что советские «Уралы», КамАЗы и КрАЗы уже требовали списания.

Начиная с 1996 года, минские автозаводцы несколько лет подряд ездили в подмосковные Бронницы на полигон НИИ-21. Здесь на специальной трассе они участвовали в Открытом Кубке России по трак-триалу. Водители отдела дорожных испытаний и механики МАЗа набирались опыта и знаний для совершенствования полноприводного вездехода. В 1997-м «Фантомасы» приняли участие в «Мастер-Ралли» на маршруте от Байконура до Москвы. Минские грузовики задействовали также в качестве топливозаправщиков и эвакуаторов. В рамках соревнований белорусские спортсмены были удостоены спецприза организаторов «За мужество и взаимовыручку».

Один из зрелищных моментов «заплыва» МАЗ-6317.

Спортивный опыт оказался настолько удачным, что на волне эйфории минчане чуть было не замахнулись на ралли-марафон «Париж-Дакар». Но потом все взвесили, и в качестве альтернативы сфокусировали интерес на трак-триале. У истоков проекта стояли директор дилерского предприятия Минского автозавода ЗАО «Яровит» Андрей Бирюков и начальник команды МАЗ по кольцевым автогонкам Александр Синкевич. В феврале 1999 года два экипажа на МАЗ-6317 отправились в Бронницы на этап Открытого Кубка России по трак-триалу. В них входили водители-испытатели Пётр Орсик и Сергей Крук вместе со штурманами Юрием Джанашия и Дмитрием Книгой. А в мае 1999-го была создана совместная команда «МАЗ-Яровит», о которой узнали далеко за пределами Республики Беларусь.

Уже в начале июня того же года энтузиасты отправились на первый этап Евротриала в австрийский город Мидерс, но покорить Европу с кондачка не получилось. Зато потенциал практически серийных МАЗ-6317 раскрылся осенью 1999 года на Первом Открытом Кубке Беларуси по трак-триалу. В состав одного из трех экипажей на МАЗ-6317 пригласили опытного гонщика Виктора Московских. В своей категории белорусские экипажи Сергей Крук – Дмитрий Запорощенко и Виктор Московских – Юрий Джанашия взяли «серебро» и «бронзу», пропустив вперед только один российский экипаж Василия Кудряева – Андрея Афанасьева на «Урал-4320».

Автомобиль белорусской команды на «Мастер-Ралли»

Популярность МАЗ-6317 резко выросла после демонстрационного показа в рамках выставки Russian Expo Arms 2000 в Нижнем Тагиле. На специально подготовленной трассе белорусский грузовик с ходу преодолел все препятствия, включая рвы, эскарпы, глубокий брод. Уверенно повел себя «Фантомас» и на участке полигона для танков, куда он выехал то ли по ошибке, то ли сознательно: для иллюстрации чумовой проходимости. Жаль, но пути ЗАО «Яровит» и Минского автозавода со временем разошлись, и с 2001 года соревнования по трак-триалу в братском государстве больше не проводятся. Впрочем, это не сказалось на судьбе МАЗ-6317.

Шасси МАЗ-6317 на трак-триале в карьере «Ленинское» в Минской области.

Мощная стальная рама, возможность монтажа грузовой платформы длиной 6250 мм, тяговитый 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Д V8 для гражданских версий и 425-сильный ТМЗ-8424 Тутаевского моторного завода для военных, широкие шины 16.00 R20 и высокий дорожный просвет в 350 мм сослужили машине хорошую службу. Привлекательным стал и такой аспект, как запас хода. При двух топливных баках объемом 200 и 350 л он доходит до 1200 км. Что армейскому, что гражданскому варианту больше и не требуется. Грузоподъемность автомобиля тоже достойная: 11000 кг. Штатно МАЗ-6317 укомплектован лебедкой мощностью 100 кН с выводом сцепного устройства на 60-метровом тросе назад, а на заказ можно установить вторую лебедку спереди. Работать она может как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Кстати, у «Фантомаса» есть несколько модификаций. Например, МАЗ-6317-021 и МАЗ-63172 с двигателем ТМЗ-8421 Тутаевского моторного завода мощностью 360 л. с. Часть машин комплектуют силовыми агрегатами Ярославского моторного завода ЯМЗ-7511 с потенциалом в 400 л. с. и ЯМЗ-6585 с отдачей в 420 л. с. Все это позволяет заказчику выбрать наиболее подходящий для себя вариант комплектации в соответствии с характером решаемых транспортных задач. А вот коробка передач безальтернативная: 9-ступенчатая механическая ЯМЗ-239. В силовой линии используется и одноступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей. Без блокировки остается только дифференциал переднего моста, но потребителей это устраивает.

Мощная ходовая часть вкупе с «пухлыми» шинами обеспечивает грузовику едва ли не танковую проходимость.

Неудивительно, что на прочное шасси МАЗ-6317 начали ставить широкий спектр систем вооружения и гражданских спецнадстроек. Военные автомобили можно увидеть на параде в Городе-герое Минске, а гражданские – на профильных выставках в Москве и российских регионах. Один из самых известных образцов в камуфляже или привычном матовом хаки – «БелГрад» (от «Белорусский Град»), реактивная система залпового огня БМ-21А «Град» на шасси МАЗ-6317.

Август 1994 года. МАЗ-6317 на параде техники в белорусской столице в честь 50-летия Минского автозавода.

Испытания опытного образца от ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» прошли почти четверть века назад, в декабре 1997 года. В числе гражданских трудяг на базе МАЗ-63172 (МАЗ-631708, МАЗ-631710) со сдвоенной ошиновкой задних колес – вахтовые автобусы, технички, эвакуаторы, автокраны, лесовозы, автосамосвалы, буровые вышки и другая спецтехника.

Автомобильный подъемник АГП-40К на шасси МАЗ-6317Х9 (6х6) с двигателем ЯМЗ-65853 Евро-4 мощностью 330 л. с.

Широкое распространение получил и МАЗ-63171 с увеличенной длиной кузова объемом до 33 м3. К семейству «Фантомаса» можно отнести и облегченную двухосную версию МАЗ-5316 (4х4) грузоподъемностью до 6000 кг, хотя она заслуживает отдельного повествования. Ближайшими родственниками героя рассказа в гражданской ипостаси являются седельный тягач МАЗ-6425 (6х6) и самосвал МАЗ-6517 (6х6).

Пожарная автоцистерна белорусских брандсмейстеров на шасси МАЗ-63171 (6х6).

Не остались равнодушными к МАЗ-6317 и коллекционеры стендовых копий автомобилей. Например, в масштабах 1:87 и 1:43 «Фантомас» выполнен из смолы, в М 1:35 из пластмассы, а в пропорциях 1:32 и 1:25 из бумаги. Все ценители миниатюрных грузовиков с нетерпением ждут, когда отечественные производители порадуют собирателей промышленными моделями из металла. Спрос на такую продукцию есть не только в России.

Даже в бумаге мастера ручной работы способны передать деталировку узлов и агрегатов.

Интересный факт: на XII Международной выставке «Зброя та безпека» 22-25 сентября 2015 года в Киеве было объявлено о намерении наладить лицензионную сборку МАЗ-6317 на производственных мощностях компании «Богдан» в Черкассах. Вместе с данной моделью из белорусских машинокомплектов предполагалось выпускать армейский МАЗ-5316 (4х4) и седельный тягач МАЗ-6425 (6х6). Естественно, ни о какой эмблеме зубра не могло быть и речи: грузовики получили название «Богдан-6317», «Богдан-6315», «Богдан-6425». На старте проекта в 2016 году были закуплены 120 машинокомплектов. Справедливости ради нужно сказать, что с шасси МАЗ-6317 украинцы демонтировали кабину и на ее место ставили собственную бронекабину с уровнем защиты Stanag 1. На раме жестко фиксировали кунг НПО «Практика» из бронелистов финского или шведского производства с десантным отсеком на 23 бойцов.

Таким образом, история по сути советского грузовика из ХХ века успешно продолжается в XXI столетии. И пока на такую технику есть коммерческий спрос, МАЗ-6317 с неформальным прозвищем «Фантомас» будет оставаться в строю.